понедельник, 28 апреля 2014 г.

Новшества в законодательстве о профилактике правонарушений

С 16 апреля 2014 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 года № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Принятие нового Закона объясняется необходимостью уточнения ряда положений ранее действовавшего Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», приведения его в соответствие с иными законодательными актами, устранения имевшихся в нем недостатков, в том числе пробелов.
Законом № 122-З уточнено понятие «профилактика правонарушений», которой признается дея­тельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилакти­ки правонарушений только субъектами профилактики правонарушений в соот­ветствии с Законом № 122-3 и другими актами законодательства (ранее приме­нение таких мер допускалось организациями, не являющимися субъектами профилактики правонарушений, и гражданами).
Исходя из этого подхода (профилактику правонарушений вправе осуществлять толь­ко субъекты профилактики) скорректировано и определение понятия «профилактическое мероприятие», под которым понимает­ся совокупность действий субъекта про­филактики правонарушений, организо­ванных и осуществляемых им в рамках общей и (или) индивидуальной профи­лактики правонарушений.
Обширный перечень субъектов профилактики правонарушений претерпел определенные из­менения.
Перечень субъектов профилактики правона­рушений, определенный новым Законом, отличается большей детализацией, в нем приведены современные названия со­ответствующих государственных органов, учреждений, организаций и иных субъектов права.
Расширен перечень мер общей профилактики правонарушений. В этот перечень дополни­тельно включены такие не предусмотренные ранее меры, как разработка и утверждение региональных комплексных программ по про­филактике правонарушений (далее - регио­нальные комплексные программы), а также вынесение предписаний. В число иных мер общей профилак­тики правонарушений включено информиро­вание о проводимых и проведенных профи­лактических мероприятиях.
Профилактические мероприятия, направ­ленные на предупреждение правонаруше­ний, совершаемых гражданами, имеющими судимость, получили название профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из ис­правительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из спе­циальных учебно-воспитательных учрежде­ний и специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Получило развитие и детализацию содержание профилактических мероприятий, ранее предусмотренных в Законе № 453-З. К примеру, в ч.3 ст.17 Закона № 122-З введено принципиально новое положение о том, что местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье.
Таким образом, новый Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности о профилактике правонарушений» расширен перечень мер общей профилактики правонарушений, что позволит субъектам профилактики более эффективно исполнять возложенные на них обязанности, а также будет способствовать более широкому применению предоставленных законодательством возможностей для борьбы с правонарушениями.


Помощник прокурора города                                           Д.С.Курбацкий

суббота, 19 апреля 2014 г.

О недопущении фактов коррупции в учреждениях образования

В период окончания учебного года, проведения экзаменов и выпускных вечеров имеют место принятие учителями и преподавателями ценных подарков от учащихся и их родителей.
В связи с этим хотелось бы разъяснить преподавателям и  родителям, что в соответствии нормами, предусмотренными Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.
Полученные сувениры, стоимость которых превышает 5 базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.
Ответственность за незаконное получение вознаграждение в связи с исполнением служебных обязанностей предусмотрена ст.ст.430 и 432 УК Республики Беларусь, в том числе, в виде лишения свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишения свободы на срок до 3 лет соответственно.
Кроме того, в настоящее время среди учителей и преподавателей учреждений образования распространена практика оказания внеурочной практической педагогической помощи учащимся и абитуриентам за вознаграждение, то есть оказания репетиторских услуг.
В силу ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь указанный вид деятельности относится к предпринимательской деятельности и подлежит обязательной государственной регистрации с целью последующей уплаты предусмотренных сборов и пошлин, в том числе налоговых.
Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Об изложенном сообщается в целях недопущения коррупционных проявлений при исполнении своих служебных обязанностей сотрудниками учреждений образования, осуществления ими незаконной предпринимательской деятельности.

Старший помощник прокурора города                       О.А.Королева