понедельник, 29 декабря 2014 г.

«О защите прав потребителей»

Одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан.
В ходе проведенных надзорных мероприятий установлены многочисленные нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, связанных с качеством товаров.
Не все предприятия, расположенные на территории города, осуществляют торговлю товарами надлежащего качества. Вследствие чего возникают вопросы по возмещению стоимости приобретенного товара, либо замене на товар надлежащего качества.
Так, одним из предприятий города был реализован товар, однако в пределах гарантийного срока потребителем товара выявлены недостатки в процессе эксплуатации. При обращении гражданина к продавцу товара с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств, последнему было отказано. В последующем, товар был принят для передачи на диагностику в сервисный центр, где установленные недостатки подтвердились. Предприятие отказывалось вернуть деньги и предлагало заменить товар. После вмешательства государственных органов, договор с покупателем был расторгнут и потребителю возвращены денежные средства.   
Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы); возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда, а также иные права, предусмотренные законодательством.
Государственную защиту прав потребителя осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы, которыми являются местные органы власти (В городе Витебске- управление торговли и услуг Витебского городского исполнительного комитета).
Потребители вправе также в целях защиты своих прав объединяться на добровольной основе в общественные объединения по защите прав потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством.
В случае невозможности урегулирования спора в досудебном порядке потребитель вправе обратиться в суд. При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Помощник прокурора города                                   Е.В. Солодкова