Особенности
рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности
органов принудительного исполнения.
В настоящее время вопросам, связанным с рассмотрением и
разрешением обращений граждан уделяется
достаточно большое внимание всеми государственными органами, должностными лицами, в особенности это
касается, обеспечения соблюдения всех требований нормативно- правовых актов,
определяющих: порядок, компетенцию, определенную процедуру установленного
законом порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а так же соблюдения
уполномоченными должностными лицами сроков их рассмотрения, оценка качества
проведенной проверки всех требований и доводов, изложенных в обращении,
принятие соответствующих по мер по ним.
В настоящее время обеспечение соблюдения прав и законных интересов
юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных
постановлений и иных исполнительных документов имеет приоритетное значение для всех
заинтересованных лиц. О важности указанных вопрос на сегодняшний день
свидетельствует и количество поступающих обращений граждан и юридических лиц в
различные государственные органы, в том
числе в органы прокуратуры.
Так, анализ количества поступивших в текущем году, а так же в 2014 году
в прокуратуру города Витебска обращений граждан по вопросам ненадлежащей работы
органов принудительного исполнения, безрезультативности, неэффективности
действий судебных исполнителей по обеспечению принудительного исполнения и
взысканий с должников, свидетельствует об их постоянном росте, что подтверждает
с одной стороны их значимость, а с другой стороны может свидетельствовать в
определенной степени о наличии недостатков в работе соответствующих органов
принудительного исполнения.
Следует отметить, что подача обращения в орган, не уполномоченный в
соответствии с компетенцией, рассматривать и разрешать изложенные в нем вопросы
затягивает в определенной степени действительное рассмотрения спорных вопросов,
выполнение определенных действий и принятие соответствующих решения уполномоченными органами.
Указом Президента Республики Беларусь 15 октября 2007 г № 498 «О
дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» установлено, что обращения
(предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных
предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный
орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению
по существу в соответствии с компетенцией в организациях, если вопросы,
изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих
организаций.
В соответствии с п.14 Указа Президента Республики
Беларусь от 29.11.2013 «О некоторых вопросах совершенствования организации
исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» обжалование
постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя осуществляется в
вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу),
а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения
исполнительного документа. К указанным органам относятся отделы принудительного
исполнения районов города, Управления принудительного исполнения Главного
управления юстиции Витебского облисполкома, Главное управление юстиции
Витебского областного исполнительного комитета.
Изложенный порядок рассмотрения обращений связан с
тем, что непосредственно именно на органы управления юстиции возложены функции
осуществления контроля ведения
исполнительных производств в отделах принудительного исполнения.
Руководствуясь указанными положения при поступлении
письменных обращен граждан или юридических лиц,
содержащих вопросы, относящиеся к
исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, либо совершения
исполнительных действий, по результатам
анализа в характера изложенных в них нарушений, сведениях о лица их
допустивших, причин их повлекших, прокурором принимается решение
о направлении обращения (заявления) гражданина или юридического лица в
адрес начальника отдела принудительного исполнения или начальнику Управления
принудительного исполнения Главного управления юстиции Витебского облисполкома,
по результатам в пятидневный срок соответствующе заявление и все приложенные материалы направляются в
соответствующий орган или должностному лицу с уведомлением об этом автора
обращения. При этом, при принятии соответствующего решения о направлении
обращения учитываются положения о том, что, не предусмотрено направление
обращения на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу,
действия (бездействия) которых обжалуется.
Таким образом, ответственность за организацию
рассмотрения и разрешения обращений,
направленных в указанном порядке, соблюдение сроков их рассмотрения, состояние
делопроизводства по ним в управлении и
отделах принудительного исполнения города возлагаются
на руководителей указанных органов. Безусловно, обращение считается
разрешенным, если рассмотрены все
поставленные в нем вопросы, приняты
необходимые меры, дан исчерпывающий ответ заявителю, а так же разъяснен порядок
обжалования. В соответствии с которым, в случае несогласия заявителя с
результатам и полученным ответом, в дальнейшем может его обжаловать.
Следует отметить, что, несмотря на
изложенный порядок принятия прокурором решений о направления поступивших
обращений граждан и юридических лиц по вопросами деятельности судебных
исполнителей при совершении исполнительных действий и направленные в
соответствующие органы, прокуратурой
города постоянно осуществляется надзор за исполнением судебных и иных
постановлений в части имущественных взысканий, в частности, за соответствием
нормам ГПК Республики Беларусь и инструкции по исполнительного производству
действий судебного исполнителя посредством проведения проверок отделов
принудительного исполнения и проверок по сообщения государственных органов и организаций, либо физических лиц. Так, проверки
показали, что судебными исполнителями принимаются определенные меры по
принудительному исполнению судебных постановлений, однако имеют место отдельные
нарушения, связанные с несоблюдением сроков проведения исполнительных действий,
их неполнотой. В связи с чем, только за первый квартал 2015 года прокуратурой
города в адрес начальников отделов принудительного исполнения районов города
внесено 3 представления об устранении
нарушений норм гражданско-процессуального
законодательства.
Помощник прокурора города Витебска
юрист 2 класса Александрович К.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий