понедельник, 27 апреля 2015 г.

Особенности рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушения трудового законодательства.


В настоящее время вопросам, связанным с рассмотрением и разрешением  обращений граждан уделяется большое внимание всеми государственными органами,  должностными лицами.
Так, анализ количества поступивших в текущем году, а также в 2014 году в прокуратуру города Витебска обращений граждан по вопросам нарушения трудового законодательства свидетельствует об их постоянном росте, что может указывать в определенной степени о наличии недостатков в работе Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда или незнании граждан о том, в какой орган следует обращаться.
Следует отметить, что подача обращения в орган, не уполномоченный в соответствии с компетенцией, рассматривать и разрешать изложенные в нем вопросы затягивает действительное рассмотрение спорных вопросов, выполнение необходимых действий и принятие решений уполномоченными органами.
Указом Президента Республики Беларусь 15 октября 2007 г № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан  и юридических лиц» установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций.
В соответствии со ст. 233 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее-ТК) индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, а также судами.
За подачу в суд заявлений по индивидуальным трудовым спорам и при рассмотрении этих споров судом работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и судебных расходов согласно ч.4 ст.241 ТК, включая споры о возмещении морального вреда, если они вытекают из трудовых отношений.
Следует отметить, что работники могут обратиться в суд в 3-х месячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права (ч.1 ст.242 ТК). В случае, если в предусмотренный законом (ч. 1 ст. 242 ТК) трехмесячный срок в суд для защиты своего нарушенного права гражданин не обратился, то в соответствии с законом, а также требованиями постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» это явится основанием к отказу в иске. При рассмотрении в суде индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов.
Кроме того, в соответствии  с постановлением Совета Министров                                                  Республики Беларусь 29.07.2006 N 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Несмотря на изложенный порядок принятия прокурором решений о направления поступивших обращений граждан и юридических лиц по вопросами нарушения трудового законодательства в соответствующие  органы, прокуратурой города постоянно осуществляется надзор за исполнением трудового законодательства организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
         Так, проверки показали, что на сегодняшний день соблюдение трудового законодательства является актуальным вопросом. Только за первый квартал 2015 г. прокуратурой города проведено  7 проверок, по результатам которой в адрес лиц, допустивших нарушения, внесено 14 представлений и вынесено 12 предписаний по вопросам нарушения трудового законодательства.

Помощник прокурора города Витебска
 юрист 2 класса                                                                          Солодкова Е.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий