четверг, 10 сентября 2015 г.

В современных условиях проблема борьбы с коррупцией в Республике Беларусь приобретает особую актуальность. Коррупция порождает моральное разложение общества, деформирует нравственные устои, вызывает недоверие населения к государственной власти и ее институтам, ведет к хищению государственной собственности, нанося колоссальный урон обществу и государству.
Борьба с коррупцией- это важнейшее направление укрепления государственности. Проблема противодействия коррупции остается одним из главных направлений государственной политики. Самый эффективный способ борьбы с коррупцией- это создание условий, препятствующих  ее появлению и развитию.
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 в редакции от 24.01.2014, эффективная борьба с коррупцией отнесена к приоритетным направлениям обеспечения безопасности государства.  Борьба с коррупцией и координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, являются приоритетными направлениями в работе органов прокуратуры.
При координирующей роле прокуратуры города состоялись  заседания координационных совещаний различного уровня, заседаний горрайисполкомов, Советов депутатов, на которых рассматривались вопросы борьбы с коррупцией. Прокуратурой города уделялось значительное внимание разъяснению антикоррупционного законодательства.
С учетом анализа результатов работы оперативных служб, следственно-судебной практики, социологических исследований, экономических процессов, статистических и иных данных прокуратурой осуществлялась работа, направленная на профилактику коррупционных проявлений.
В первом полугодии 2015 г. в целях пресечения и предупреждения коррупционных проявлений, в том числе преступлений, проведено 6 проверок исполнения антикоррупционного законодательства, вынесено свыше 50 актов прокурорского надзора. По требованию прокурора 17 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.
        Прокуратура стремится задействовать предупредительные механизмы противодействия коррупционным проявлениям. Противодействие проявлениям коррупции является одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе. Для достижения необходимой эффективности работа на данном направлении должна осуществляться на системной, комплексной и надлежащей информационно-аналитической основе. С учетом предъявляемых требований строится работа прокуратуры города Витебска по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства. При этом  вопросы борьбы с коррупцией не остаются без внимания и при проведении проверок по смежным отраслям надзора, в частности, исполнения законодательства о сохранности собственности.      
          В ходе проверок наряду с вопросами, на основе которых строится надзорная деятельность (декларирование доходов и имущества, принятие письменных обязательств по соблюдения ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»), детально изучаются и анализируются организация антикоррупционной работы проверяемого субъекта, ее документальное отражение и фактическая реализация; локальные акты, распорядительная документация органов управления, в том числе о трудовой деятельности, оплате труда, на предмет соответствия их антикоррупционным требованиям и иным нормам законодательства; исполнение норм законодательства, регулирующего оказание и получение безвозмездной (спонсорской) помощи, формирование государственной статистической отчетности и др.
Надзор за соблюдением требований антикоррупционного законодательства в реальном секторе экономики, сферах государственного управления, налогообложения, а также финансово-кредитной сфере являются приоритетными направлениями деятельности в прокуратуре города.
Так, в ходе плановой проверки государственного одного  учреждения (далее - учреждение) прокуратурой города установлены факты формализма в работе созданной комиссии по предупреждению коррупционных проявлений. На протяжении 2013-2015 гг. данная комиссия формально осуществляла свою деятельность. В практической деятельности антикоррупционная комиссия  надлежащим образом не выполняла возложенные на нее задачи, действенные меры по устранению причин и условий, способствующих коррупции, не принимала. Реальная координирующая роль председателя антикоррупционной комиссии в профилактике коррупционных проявлений не прослеживалась, что и способствовало совершению коррупционного преступления работником учреждения.
По материалам ОБЭП  возбуждалось уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.430 УК Республики Беларусь в отношении врача-эпидемиолога А. Данное должностное лицо из корыстных побуждений в целях личного обогащения за благоприятное решение вопроса, входящего в ее компетенцию, за невыполнение в интересах дающего взятку действия, которое это лицо должно было и могло совершить с использованием своих служебных полномочий- не составление протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.17 КоАП приняла в качестве взятки от продавца магазина № 42 одного из райпо денежные средства в размере 1 000 000 белорусских рублей. Судом г. Витебска вынесен обвинительный приговор в отношении гр-ки А.
Прокуратурой  города также установлено, что  в нарушение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» Совет профилактики правонарушений в учреждении не создавался, план мероприятий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма не разрабатывался. Как следствие, 25.09.2014 заведующим отделом в связи с ее юбилеем (50-ти летием) был арендован экскурсионный трамвай с 12 часов 20 минут до 13 часов 58 минут. В ходе экскурсии по городу в салоне трамвая имел место факт употребления сотрудниками учреждения алкогольных напитков.
  В г. Витебске на различных уровнях проводится работа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение  коррупционных проявлений, устранение причин и условий, им способствующих. В то же время надзорная и судебно-следственная практика свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по совершенствованию антикоррупционной работы. 
По состоянию на 01.08.2015 на территории района  зарегистрировано 36 коррупционных преступлений (в 2014 году-19). Как свидетельствует анализ сведений о преступности, связанной с коррупцией, отмечается увеличение выявленных фактов взяточничества- 19 (в 2014 году-12). Это более половины в структуре коррупционной преступности.
По-прежнему отмечается значительное количество фактов хищений, совершенных путем злоупотребления служебными полномочиями- 9   преступлений (в 2014 году-3). Их них хищения в крупном (более 250 базовых величин) или особо крупном (более 1000 базовых величин) размере- 4 (в 2014 г.-0).
Применительно к отраслям и сферам деятельности наибольшее  количество коррупционных преступлений зарегистрировано в торговле-  (13), строительстве-(2), системе образования -  (2). Как недостаток, не выявлялись преступления в системе здравоохранения, ЖКХ.
Как показывает практика работы правоохранительных органов, предпосылки для коррупционных проявлений создают отсутствие надлежащего учета товарно-материальных ценностей, изъяны в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, низкий уровень трудовой и  исполнительской дисциплины, непринятие необходимых мер по сохранности собственности.
Успех совместной деятельности по противодействию коррупции возможен при условии понимания каждым должностным лицом, гражданином и обществом в целом пагубной роли этого социального зла. 
Как отмечалось выше, взяточничество относится к числу наиболее часто встречающихся коррупционных преступлений. Взяточничество, как наиболее опасную форму проявления коррупции,  называют «болезнью грязных рук».
 К сожалению, некоторые руководители, их заместители не только не принимают в пределах компетенции необходимых мер по предотвращению коррупции, но и сами используют занимаемую должность для незаконного извлечения личной выгоды в ущерб интересам  организации.
Главный инженер одного  унитарного предприятия автосервиса и торговли являясь должностным лицом, неоднократно на протяжении 2014- текущего периода 2015 г. принимал для себя от ряда лиц, в том числе через посредников, денежные средства в качестве взяток за благоприятное решение вопросов, касающихся допуска автомобилей к участию в дорожном движении, получения отметки о прохождении государственного технического осмотра. 28.05.2015 Витебским ГОСК в отношении гражданина возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.430 УК Республики Беларусь и направлено на рассмотрение в суд.
Противоправное поведение должностных лиц нередко проявляется в виде использования служебного транспорта, труда подчиненных работников в рабочее время в личных целях, занятия должности в иных организациях.   
Органами внутренних дел борьба с коррупцией осуществляется преимущественно посредством уголовного преследования лиц, уже совершивших коррупционные преступления. Это не позволяет решить основную проблему: устранения или нейтрализации причин и условий, способствующих коррупции, прежде всего, в сферах экономики и государственного управления. Правоохранительными органами района борьба с коррупционными преступлениями осуществляется под влиянием ситуационных факторов без серьезного анализа и оценки объективной информации о коррупционных рисках в конкретных организациях и сферах деятельности. Прослеживается усиление направленности на борьбу с коррупцией в частном секторе экономики, что является не вполне оправданным, поскольку наибольшую угрозу для общества и государства создают коррупционные преступления среди должностных лиц органов государственной власти, государственных учреждений и предприятий. Следует уделять должное внимание коррупционным процессам в сфере приобретения, обслуживания, сдачи в аренду и отчуждения объектов коммунальной и республиканской собственности, в том числе земельных участков, зданий и сооружений, строительства жилья, лицензирования отдельных видов деятельности.
С учетом изложенного,  главе администрации одного из районов г. Витебска прокурором города направлена информационная записка о состоянии борьбы с коррупцией на территории района в первом полугодии 2015 г.


Старший помощник прокурора
города Витебска
младший советник юстиции                                                             В.Н.Лыскова


Комментариев нет:

Отправить комментарий