Новый Закон
Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией", работа по
противодействию коррупции в Витебском районе
С 24 января 2016 г. вступил в силу в новой редакции
Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией". В нем (статья 43)
предусмотрены обязанности и ответственность руководителей государственных
органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией.
В Законе претерпели изменения
требования о декларировании доходов и имущества, изменено
содержание обязательств по соблюдению ограничений, которые установлены статьями
17-20.
На это следует обратить внимание, в особенности кадровых служб.
В частности, согласно Закону
обязанность декларирования доходов и имущества возлагается на соответствующие
категории лиц при поступлении на службу, назначении на определенные должности
(статьи 29–30), обязанность ежегодного декларирования доходов и имущества
возлагается на государственных должностных лиц, указанных в статьях 31 и 32
Закона, а также на их супругу (супруга), несовершеннолетних детей, в том числе
усыновленных (удочеренных), совершеннолетних близких родственников, совместно с
ними проживающих и ведущих общее хозяйство.
Кроме того, частью двенадцатой
статьи 31 и частью шестнадцатой статьи 32 Закона предусматривается, что при
необходимости по мотивированному запросу государственных органов, иных
организаций, должностных лиц, в которые (которым) ежегодно представляются
декларации о доходах и имуществе, налоговыми органами истребуются декларации о
доходах и имуществе от совершеннолетних близких родственников лиц, обязанных
представлять декларации о доходах и имуществе, которые совместно с ними не
проживают и (или) не ведут общее хозяйство, но не чаще одного раза в год.
Коррупция является одним из
наиболее опасных видов правонарушений, посягающих на основы государственного
строя. В связи с этим в Законе с целью обеспечения защиты общества,
государства, конституционных прав и свобод человека от коррупционных проявлений
предусматривается усиление ответственности государственных должностных лиц за
несоблюдение ими антикоррупционного законодательства.
В частности, Законом
устанавливается, что непредставление государственным должностным лицом
уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его
возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или о
возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении
государственного служащего на другую государственную должность либо для
привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от
занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными
актами (часть пятая статьи 21); лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое
преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление,
сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не
могут быть приняты на государственную службу (часть четвертая статьи 22);
нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на
работников, содержащих недостоверную информацию, являются грубым нарушением
служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к
дисциплинарной ответственности, в том числе увольнение (статья 23);
государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной
службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо
сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий,
пенсии за выслугу лет, а также ежемесячное денежное содержание, предусмотренные
соответствующими законодательными актами, не назначаются (не выплачиваются)
(часть первая статьи 24).
В Законе определено новое
понятие как общественный
контроль в сфере борьбы с коррупцией (статья 46), который осуществляется гражданами Республики
Беларусь, организациями, в том числе общественными объединениями, в порядке,
определенном законодательными актами, постановлениями Совета Министров
Республики Беларусь.
В Витебском районе уделяется серьезное
внимание вопросу противодействия коррупции. Данная проблема регулярно
рассматривается на проводимых совместных заседаниях Координационного совещания
по борьбе с преступностью и коррупцией и
Совета по координации деятельности правоохранительных органов при Витебском
райисполкоме, разрабатываются организационно-практические мероприятия,
обеспечивается взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов,
широко используются возможности оперативно-розыскной деятельности.
Всего прокуратурой Витебского района в 2015 году по
вопросам исполнения антикоррупционного законодательства проведено 6 проверок,
внесено 6 представлений, вынесено 1 предписание, принесено 7 протестов, 3 лица
официально предупреждены о недопустимости нарушений антикоррупционного
законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования
7 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 2 уголовных дела.
В 2015 году в Витебском районе выявлено 17
коррупционных преступлений, в том числе 5 хищений путем злоупотребления
служебными полномочиями (ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь), 5
фактов злоупотребления властью или служебными полномочиями (по ч.2 ст.424 УК), один - превышения власти
и служебных полномочий (ч.3 ст.426 УК), один -
получения взятки (ч.2 ст.430 УК), пять – дачи взятки (ст.431 УК).
По органам, подверженным коррупционным проявлениям,
исходя из выявленных преступлений, наиболее криминогенными явились Витебский
филиал РУП"Белпочта" (четыре преступления по ст.210 УК в отношении
одного лица), ГЛХУ "Витебский лесхоз" (пять преступлений по ч.2
ст.424 УК - все в отношении должностных лиц государственных лесохозяйственных
учреждений по фактам умышленного вопреки интересам службы составления в
отношении граждан протоколов об административных правонарушениях за нарушения в
сфере охраны лесного хозяйства, которые фактически ими совершены не были). Так
же, в истекшем году был привлечен к уголовной ответственности по ч.1 ст.210 УК Республики Беларусь директор
ГУО "Коптянская средняя школа Витебского района".
Из выявленных преступлений хотелось обратить внимание
на уголовное дело в отношении одного
из жителей Витебского района, который подстрекал граждан к даче взятки
представителям органов исполнительной власти. С этой целью он получал не только
деньги, но шампанское, конфеты, якобы для передачи указанным должностным лицам,
при этом все имущество оставлял себе. Последний привлечен к уголовной
ответственности не только за подстрекательство к даче взятки, но и за
мошенничество.
При этом, следует отметить,
что к ограничениям, устанавливаемым для
государственных должностных и приравненных к ним лиц, относятся запрет
принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении
протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для
себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных
(трудовых) обязанностей.
При нарушении данных
требований вопрос может стоять не только о дисциплинарной, но и уголовной
ответственности за получение взятки.
Прокурор Витебского района
старший советник юстиции В.Г. Скрицкий
Помощник прокурора г.Витебска О.В.Болоболова
Комментариев нет:
Отправить комментарий