среда, 15 марта 2017 г.

Процессуальный порядок рассмотрения жалоб на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей наиболее правильный и позволяет дать оценку законности и обоснованности действий судебного исполнителя при исполнении исполнительного документа, что не может быть сделано при рассмотрении непроцессуальных обращений. Также процессуальный порядок исключает в дальнейшем поступление многочисленных непроцессуальных жалоб.
Анализ рассматриваемых жалоб свидетельствует о том, что сторонами исполнительного производства обжалуются практически все действия, постановления судебного исполнителя, каждый факт бездействия, начиная с момента возбуждения исполнительного производства и до его окончания.
На протяжении ряда лет распространенными жалобами остаются жалобы на бездействие судебных исполнителей.
Основной причиной обжалования бездействия судебных исполнителей взыскателями по исполнительному производству является длительность исполнения исполнительного документа в целом или отдельного исполнительного действия.
В целях повышения эффективности исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, совершенствования деятельности органов юстиции президентом Республики Беларусь принят Указ № 530 от 29.11.2013 (далее Указ № 530) «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».
При этом необходимо отметить, что единого Закона об исполнительном производстве в Республике Беларусь не имелось.
Однако, 24 октября 2016 г. принят Закон Республики Беларусь № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), который вступает в законную силу 16.05.2017.
Главой 12 Закона определен порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения.
Так, статьей 124 Закона определен общий порядок обжалования, в соответствии с которым постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением - в суд.
Кроме этого, Законом также предусмотрена возможность обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) иного работника органа принудительного исполнения.
Статьей 125 Закона определен порядок подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности.
Данные нормы имеют важное значение, поскольку они отличны от существующего в настоящее время судебного порядка обжалования действия (бездействия) судебного исполнителя.
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения.
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета подаются главному судебному исполнителю по области (городу Минску).
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (городу Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь подаются Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.
Лицо, подавшее жалобу (протест), вправе отозвать ее до принятия по ней решения.
Статья 127 Закона устанавливает десятидневный срок на подачу жалобы в порядке подчиненности.
В соответствии со статьей 130 Закона срок рассмотрения жалобы (протеста), поданной в порядке подчиненности, также составляет десять дней со дня их поступления.
Также сохранены нормы, предоставляющие заинтересованным лицам право на обжалование действия (бездействия) судебного исполнителя в суд.
Однако при подаче жалобы (протеста) в суд, согласно части третья, четвертая статьи 132 Закона, определена подсудность.
Так, жалобы (протесты) подаются в экономический суд области (города Минска) в случае:
исполнения исполнительных документов, выданных судами, рассматривающими экономические дела;
исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, исполнительных надписях нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности), в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
исполнения постановления судебного исполнителя, вынесенного в соответствии с частью второй статьи 48 Закона, в процессе исполнения исполнительного документа, выданного судом, рассматривающим экономические дела, а также требований, содержащихся в исполнительных документах иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, исполнительных надписях нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности), в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица; в иных случаях, установленных законодательными актами.
В других случаях жалобы (протесты) подаются в районный (городской) суд.

Старший помощник
прокурора г. Витебска                                                                          М.Зыков




Комментариев нет:

Отправить комментарий